У всякого перекрестка двух дорог есть пятый, призрачный, невидимый путь. Путь в иные миры. Путь в Акира.
 
ФорумПортал*ЧаВоПоискПользователиРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 К вопросу о средневековой гигиене - действительно ли было всё так плохо?

Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Легенда
Легенда
avatar

Сообщения : 379
Репутация : 26
Дата регистрации : 2008-04-11
Возраст : 29

СообщениеТема: К вопросу о средневековой гигиене - действительно ли было всё так плохо?   Пн 16 Мар - 12:57

Светлана Яцык, исследователь в Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ:

Отношение к телу в Средние века было в высшей степени противоречивым. С одной стороны, его презирали (папа Григорий Великий называл его «отвратительным вместилищем души») и укрощали (с помощью поста, ношения вериг, обетов безбрачия и целомудрия). С другой — прославляли. Иисус победил смерть и воскрес, причем воскрес телесно (и, чтобы доказать ученикам, что он явился к ним во плоти, а не в виде духа, он принял при них пищу: «Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? … есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» — Лк. 24:36-43); в соответствии с христианским учением, умершие тоже обретают тела, чтобы страдать в аду и наслаждаться радостями рая. По этой причине и к гигиене тоже относились неоднозначно.
Купание было актом не только гигиеническим, но и социальным. В общественных банях (которых, например, в 1292 году в Париже существовало как минимум 26) люди общались и предавались телесным наслаждениям, причем помимо удовольствия от купания в теплой воде и умащивания своего тела, в бане можно было найти и другие плотские радости.
Те же члены общества, которые стремились усмирять свою плоть (в первую очередь — монахи), ограничивали себя в принятии ванн и совершении туалетных процедур, поскольку это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Для отшельников грязь была добродетелью.
Светские же люди стремились совершать гигиенические процедуры, частота которых, конечно, зависела от социального статуса. Чтобы согреть воду, нужно было развести огонь, что влекло за собой расходы на дрова, поэтому позволить себе принять горячую ванную мог далеко не каждый.
Важно также отметить, что купание и омовения были сильно ритуализированы. Хозяева иногда мыли ноги гостям, дабы продемонстрировать свое почтение, подражая Иисусу, который мыл ноги своим ученикам. Мытье рук перед едой также считалось хорошим тоном. Совместное омовение могло быть своеобразным дипломатическим актом (например, Эйнхард в «Жизни Карла Великого» пишет: «Он приглашал купаться не только сыновей, но и знать, и друзей, а иногда даже свиту, телохранителей и охранников, так что иногда сто и более человек купались одновременно».
Как археологические находки, так и письменные источники подтверждают тот факт, что люди Средневековья заботились о здоровье зубов, запахе изо рта и тому подобном. Наиболее распространенным средством поддержания чистоты были разнообразные полоскания. Часто при полоскании использовали вещества с высокой кислотностью, такие как вино или уксус (об этом писала, например, в XII веке Хильдегарда Бингенская в трактате «Книга простой медицины», более известном как «Физика»). Авторы некоторых трактатов рекомендовали протирать зубы чистой тканью против полоскания, чтобы удалить с них налет (Тротула Салернская, конец XI века, «Женская косметика»). Для того, чтобы освежить дыхание, рекомендовали жевать петрушку и фенхель. При чистке зубов использовали растертый в порошок уголь.
В трактатах, посвященных гигиене и медицине,советовали мыть руки. Арнольд из Виллановы, испанский врач и алхимик, живший в XIII веке, в своем «Салернском кодексе здоровья» дает такие советы по поводу личной гигиены: 
«Быть ты желаешь здоровым, лицо мой чаще и руки: 
После еды омовенье несёт наслажденье двойное: 
Делает чистыми руки, а зрение делает острым».
Вот ещё одна цитата по теме: 
Бокаччо, Декамерон: «Случилось, что за день перед тем приехал маркиз, чтобы провести ночь с вдовою, тайно распорядился приготовить себе в её доме ванну и хороший ужин, но когда все было готово, ему пришлось внезапно уехать. Вдова решила сама принять ванну, приготовленную для маркиза, а затем поужинать и лечь спать. Так она и села в ванну; а ванна была по соседству с дверью, у которой приютился с внешней стороны местечка бедный Ринальдо; потому, сидя в ванне, дама слышала, как он плакал. Дама, увидев его почти окоченевшим, сказала: "Полезай-ка, друг, в эту ванну, она ещё не остыла". Не ожидая дальнейших приглашений, он охотно это сделал, и когда тепло подкрепило его, ему показалось, будто он снова от смерти вернулся к жизни».

Елена Бергер, к.и.н., научный сотрудник отдела западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени ИВИ РАН:

Говоря о средневековой гигиене, часто вспоминают городское законодательство, запрещающее выливать помои на улицу. Из этого делают вывод, что все выливали помои на улицу. Но в нашем законодательстве тоже полагаются штрафы за загрязнение улиц, что совсем не означает, что мы все ежедневно и трудолюбиво загрязняем улицы. Конечно, высокая плотность населения в городах плюс явно нестерильное состояние этих городов стали причиной распространения эпидемий.
Если говорить о личной гигиене, конечно, уровень пошел резко вниз. В Италии (как и в Византии) сохранялась традиция римских бань, но они понимались уже только как лечебное средство при некоторых заболеваниях. Менялись гигиенические нормы; европейское Средневековье — это христианская культура, а христианство не рекомендует уделять чрезмерное внимание телу. Иоанн Златоуст вообще утверждал, что монах по-хорошему должен умываться только слезами.

Иона МакКлири, преподаватель истории Средних веков в Лидском университете:

В Средние века люди мылись, когда у них был доступ к воде. Богатые люди с хорошими домами и кучей слуг могли часто мыться в огромных деревянных ванных. Бедняки в разных частях Европы могли иметь больший или меньший доступ в общественные купальни. Есть множество изображений XIV и XV веков, на которых люди принимают ванные.
Из письменных источников о больничных, медицинских, хирургических практиках понятно, что в Средние века люди понимали, что чистота важна для здоровья. Мытье и умывание были частью частью режима здоровья в соответствии с древней медицинской теорией Галена. Принятие ванны могло быть прописано больному. Хотя слишком частое мытье могло казаться тогда угрозой для здоровья, потому что из-за него расширялись поры, опасность заболеть увеличивалась. По этой причине общественные бани и купальни обычно закрывали во время вспышек чумы. Ещё одна причина антисанитарии в том, что тогда верили, что моральное разложение становится причиной эпидемий, а общественные бани были известны в том числе и как публичные дома. Так что во время чумы бани закрывали просто для того, чтобы не распространялось греховное поведение. 
Конкретные привычки в области гигиены зависели от региона, религии и социального статуса. Например, известно, что люди ели руками, это было обычное дело. Вилок просто не было. Были ложки и ножи. Что касается чистки зубов, то из англо-саксонских манускриптов X века понятно, что такие обычаи существовали; скорее всего, это пришло от римлян. Что касается духов, о их изобрели вовсе не в Средние века, а ещё в древности, и использовали их для многого, в том числе в религиозных целям, а не только чтобы заглушить неприятные запахи тела.

Наталия Басовская, д.и.н., историк-медиевист, профессор РГГУ:

Действительно, Средневековье отличалось полным невежеством в вопросах гигиены. В античные времена было сделано множество открытия в области гигиены и медицины, например, тех, что приписываются Асклепию и его дочери Гигиее. На смену античному миру пришли, как известно, диковатые германцы, находившиеся на стадии позднего варварства. Некоторые достижения античной цивилизации эти варвары принимали очень быстро: например, они понимали, что такое римские дороги, ведь они по ним ходили; понимали удобство укрепленного римского лагеря; пользовались римским оружием и приемами боя, ведь они и сами были прекрасными воинами. Но чтобы усвоить грамотность, тонкость научного знания, понадобилось всё тысячелетнее Средневековье. По-настоящему к научным открытиям античности вернётся Возрождение: настоящая медицина начала выделяться во времена Парацельса и Нострадамуса. 
В Средние же века медицина решительно путалась с колдовством, с чародейством, магией, с алхимией. Забыты мысли Авицены о возбудителях болезни. Всё забило совершенно религиозное мировоззрение; болезнь для средневекового человека — кара за грехи, наказание. 
Кроме того, антисанитария как норма жизни диктовалась условиями. Город был зажат соображениями безопасности, там была теснота, улицы становились всё уже и уже. При этом то, что помои выливаются через окно, никого не смущает. Это наследие дикарства жило очень долго и провоцировало эпидемии. Когда в середине XIV века — в 1348-1350 годы — началась Черная смерть, эпидемия чумы, которую занесли с Востока, люди совершенно не понимали, откуда, отчего и почему берется чума. 
В Средние века мылись немного. Ещё во время Карла Великого, выдающегося правителя, который подражал римлянам, было популярно что-то вроде римских бань — терм, но это быстро закончилось. Норма была — плеснуть холодной водой в лицо, мытье горячей водой отступило. 

_________________
Седые дети много знают.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://zamoklist.gip-gip.ru
 
К вопросу о средневековой гигиене - действительно ли было всё так плохо?
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Акира - Пятый путь. :: Break of game :: Полезности-
Перейти: